Рубрика: Образование

  • Как подтвердить факт перенесенного или текущего COVID-19?

    Как подтвердить факт перенесенного или текущего COVID-19?

    Как подтвердить факт перенесенного или текущего COVID-19?
    redgreystock / Depositphotos.com

    Для этого потребуется обратиться к врачу, который примет соответствующее решение на основании проведенных в отношении пациента исследований. Речь идет о подтверждении диагноза новой коронавирусной инфекции у лица посредством положительного результата ПЦР-теста или экспресс-тестирования при наличии симптомов ОРВИ, а также за счет комплексной симптоматики и результатов КТ.

    Об этом сообщили в Департаменте здравоохранения г. Москвы в ответ на запрос портала ГАРАНТ.РУ.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Напомним, QR-код для посещения театров, музеев и других общественных мест выдается гражданам, сделавшим профилактическую прививку от новой коронавирусной инфекции, перенесшим COVID-19 в течение последних шести месяцев и имеющим отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее 72 часов до посещения.

  • Отчетность по форме 6-НДФЛ и РСВ нужно представить до 8 ноября

    Отчетность по форме 6-НДФЛ и РСВ нужно представить до 8 ноября

    Отчетность по форме 6-НДФЛ и РСВ нужно представить до 8 ноября
    Elnur_ / Depositphotos.com

    Налоговая служба на своем официальном сайте опубликовала информацию о продлении срока представления отчетности по форме 6-НДФЛ и РСВ продлен до 8 ноября. Такое решение было принято в связи с установлением на территории России нерабочих дней  с 30 октября по 7 ноября 2021 года в целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (указ Президента РФ от 20 октября 2021 г. № 595).

    Напомним, нормами налогового законодательства срок представления налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам за девять месяцев 2021 года истекает 1 ноября 2021 года (ст. 230, ст. 431 НК РФ).

    О том, как налоговому агенту заполнить и представить расчет по форме 6-НДФЛ, читайте в Энциклопедии решений «Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    За непредставление указанного расчета предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц, со дня, следующего за днем его представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

  • V Всероссийский правовой диктант пройдет с 3 по 12 декабря

    V Всероссийский правовой диктант пройдет с 3 по 12 декабря

    V Всероссийский правовой диктант пройдет с 3 по 12 декабря
    Vetriya/ Depositphotos.com

    Желающие проверить себя на знание основ права смогут сделать это в рамках V Всероссийского правового (юридического) диктанта, который пройдет при поддержке компании «Гарант». Мероприятие проходит ежегодно и приурочено к празднованию профессионального праздника юридического сообщества – Дня юриста, который отмечается 3 декабря.

    Юридический диктант можно будет написать с 3 по 12 декабря онлайн из любой точки мира, зарегистрировавшись на сайте юрдиктант.рф в указанные даты. По результатам прохождения диктанта его участники получат сертификаты с количеством набранных баллов. Как и прежде, диктант могут написать бесплатно все желающие в возрасте от 14 лет. При этом будет предоставлена возможность пройти его анонимно.

    Напомним, диктант проводится с целью повышения мотивации к изучению права, а также получения объективной информации об уровне правовой грамотности населения России с учетом его возрастной и социальной структуры. Вместе с тем отмечается, что по итогам диктанта будут выработаны предложения по совершенствованию образовательных программ.

    В ходе написания диктанта участники ответят на вопросы по конституционному, трудовому, гражданскому, семейному и другим отраслям права. При этом на настоящий момент рассматривается возможность запуска двух версий диктанта: для граждан с юридическим образованием и без него.

  • Московские школьники могут уйти на каникулы уже с 25 октября

    Московские школьники могут уйти на каникулы уже с 25 октября

    Московские школьники могут уйти на каникулы уже с 25 октября
     

    Департамент образования г. Москвы выпустил приказ с указаниями по работе учебных заведений в период с 28 октября по 7 ноября 2021 года (приказ Департамента образования и науки города Москвы от 22 октября 2021 г. № 597).

    Напомним, Президент РФ установил нерабочие дни с 30 октября до 7 ноября 2021 года (указ Президента РФ от 20 октября 2021 г. № 595), а мэр Москвы увеличил их с 28 октября до 7 ноября 2021 года (указ Мэра Москвы от 21 октября 2021 г. № 62-УМ).

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Согласно приказу на период с 28 октября по 7 ноября включительно устанавливаются каникулы для учащихся начального, основного и среднего образования, а также дополнительных образовательных программ. Не будут работать и детские сады, исключение сделано только для дежурных групп. Те, кто получает среднее профессиональное и высшее образование смогут продолжить учебу дистанционно и в электронном виде.

    При необходимости, учитывая сложную эпидемиологическую обстановку учебные заведения г. Москвы могут установить каникулы и раньше – с 25 октября по 7 ноября 2021 года включительно.

  • Детей ветеранов боевых действий могут наделить льготами при поступлении в вуз

    Детей ветеранов боевых действий могут наделить льготами при поступлении в вуз

    Детей ветеранов боевых действий могут наделить льготами при поступлении в вуз
    Photocreo/ Depositphotos.com

    Речь идет о предоставлении права выпускникам общеобразовательных учреждений страны приниматься на бюджетную форму обучения в пределах установленной квоты по программам бакалавриата и специалитета с 1 января 2022 года. В число льготников предполагается включить детей ветеранов боевых действий, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», погибших в ходе боевых действий или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), а также заболеваний, полученных ими в ходе боевых действий. Например, к указанной категории лиц относятся военнослужащие, работники Минобороны России, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы и т.п. Законопроект1, предусматривающий дополнение ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), внесен в Госдуму депутатами партии «Единая Россия» 21 октября.

    Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его разработка обусловлена тем, что после потери своих кормильцев данная категория граждан является слабозащищенной в социальной сфере и нуждается в дополнительной защите государства. По мнению инициаторов законопроекта, введение предлагаемой льготы при поступлении в вуз послужит социально-справедливым решением по отношению к военнослужащим, выполнившим свой воинский долг и отдавшим свои жизни за Отечество.

    Напомним, на настоящий момент определен круг лиц, имеющих право обучаться на безвозмездной основе по программам бакалавриата и специалитета (ч. 5 ст. 71 Закона № 273-ФЗ). Среди них дети-сироты, инвалиды, инвалиды с детства и другие социально незащищенные категории граждан.

    _____________________________

    1 С текстом законопроекта № 5463-8 «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы (https://sozd.duma.gov.ru/bill/5463-8).

  • Во всех школах могут ввести должность советника директора

    Во всех школах могут ввести должность советника директора

    Во всех школах могут ввести должность советника директора
    Chinga/ Depositphotos.com

    С соответствующей инициативой выступило Минпросвещения России, запустившее в этом году совместно с Российским движением школьников проект «Навигаторы детства». Он нацелен на введение указанной должности в штатное расписание общеобразовательных учреждений в 10 пилотных регионах России (в их числе Калининградская, Нижегородская области, г. Севастополь, а также другие субъекты РФ). Разработанный проект постановления Правительства РФ1 предполагает отмену действующей на сегодняшний день номенклатуры должностей педагогических работников, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678. Предлагается принять новую номенклатуру, включив в нее должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

    Избранные в качестве советника педагоги должны будут способствовать гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся и оказывать поддержку с целью принятия ими осознанных решений в ходе всего процесса обучения. Помимо этого, новые специалисты помогут младшему поколению в выстраивании отношений со сверстниками, родителями и учителями.

    В пояснительной записке к документу указывается, что подобная инициатива реализуется в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». По мнению Министра просвещения РФ Сергея Кравцова, взаимодействие с новыми специалистами положительно повлияет на процесс воспитания школьников, а именно – поможет им сформировать определенные ценности, которые делают младшее поколение уверенным в себе, счастливым и успешным.

    Отметим, 5 октября состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России», в ходе которой упоминалась в том числе реализация проекта «Навигаторы детства». Глава государства поддержал идею одного из участников конкурса в части введения должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями во всех российских общеобразовательных учреждениях.

    _____________________________

    1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/projects#npa=121664).

  • С 25 октября в Москве треть работников должны быть переведены на дистанционную работу

    С 25 октября в Москве треть работников должны быть переведены на дистанционную работу

    С 25 октября в Москве треть работников должны быть переведены на дистанционную работу

    Мэр Москвы ввел новые ограничения в работе организаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (указ Мэра Москвы от 19 октября 2021 г. № 61-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ»).

    Так, с 25 октября 2021 года до 25 февраля 2022 года для граждан старше 60 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями вводится домашний режим. Находится можно либо по месту постоянного жительства, либо на садовых участках. Как и раньше прогулки и занятия физкультурой на свежем воздухе не ограничиваются. Работающие граждане могут оформить больничный лист.

    Домашний режим могут не соблюдать те, кто уже переболел новой коронавирусной инфекцией в течение последних 6 месяцев, либо прошел вакцинацию.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Кроме того, работодатели также на срок с 25 октября 2021 года до 25 февраля 2022 года должны перевести не менее 30% своих сотрудников на дистанционный режим работы. Также на удаленную работу должны быть переведены все работники старше 60 лет и страдающие хроническими заболеваниями. Исключение, как и прежде, сделано для тех, чье присутствие на рабочем месте является критически важным для функционирования организации.

    При этом требование о переходе на удаленную работу не распространяется на вакцинированных и переболевших работников, а также на работников медицинских организаций, предприятий оборонного сектора и других стратегических отраслей.

  • В какой срок налоговое уведомление считается полученным?

    В какой срок налоговое уведомление считается полученным?

    В какой срок налоговое уведомление считается полученным?
    tanpanamanoob@gmail.com / Depositphotos.com

    Если налог исчисляет налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа он направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Форма налогового уведомления включает сведения о налогоплательщике, налоговый период, наименование объекта налогообложения.

    Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано через личный кабинет налогоплательщика. В первом случае датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма, а во втором – день, следующий за днем размещения уведомления в личном кабинете.

    Обязанность уплатить налоги возникает не ранее одной из указанных дат получения налогового уведомления. То есть если налогоплательщик получает бумажные уведомления по почте, то срок уплаты налога – не ранее шестого дня со дня отправки заказного письма налоговым органом. Если же уведомления электронные и получены через ЛКН, то срок уплаты налога – не ранее следующего дня за днем размещения уведомления в ЛКН.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Напомним, что общий срок уплаты за 2020 год имущественных налогов физлиц и НДФЛ по уведомлениям – не позднее 1 декабря 2021 года (Письмо ФНС России от 7 октября 2021 г. № БС-3-21/6698@).

  • ГИА – 2022: прогнозируемые сценарии организации и проведения ЕГЭ и ОГЭ

    ГИА – 2022: прогнозируемые сценарии организации и проведения ЕГЭ и ОГЭ

    ГИА – 2022: прогнозируемые сценарии организации и проведения ЕГЭ и ОГЭ
    IconicBestiary / Depositphotos.com

    Несмотря на то что учебный год начался только полтора месяца назад, школьники, родители, педагоги и органы управления в сфере образования уже озадачены вопросами организации и проведения всероссийских проверочных работ (далее – ВПР), а также экзаменационной кампании – 2022. Как показал анализ вопросов, собранных к Всероссийской встрече с родителями, интерес к этим темам по-прежнему связан с нестабильной эпидемиологической ситуацией по COVID-19 в стране, которая уже на протяжении двух лет вносит свои коррективы не только в формат обучения, но и в порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

    Поскольку динамику развития пандемии сложно спрогнозировать на будущее, но все участники образовательного процесса заинтересованы в том, чтобы заранее начать готовиться к экзаменам, федеральные органы власти в сфере образования уже сейчас прорабатывают разные сценарии организации и проведения экзаменационной кампании. О планах уполномоченных органов по этому и иным актуальным вопросам текущего учебного года на состоявшейся вчера встрече с родителями рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Ключевыми темами для обсуждения стали ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

     

    ОГЭ

    Главным вопросом, который интересует родителей обучающихся 9-х классов, является вопрос о количестве обязательных к сдаче в следующем календарном году экзаменов. Напомним, порядок проведения ОГЭ в 9-х классах и в прошлые учебные годы был нестабильным – так, в 2020 году сдачу ОГЭ для получения аттестата отменили, итоговые оценки в аттестате выставляли по годовым, а в 2021 году выпускники 9-х классов сдавали только 2 обязательных экзамена – по русскому языку и математике, а экзамены по предметам по выбору проходили в школах в виде контрольных работ.

    Как отметил Анзор Музаев, практика полной отмены экзаменов в прошлом году привела к снижению мотивации обучающихся, в связи с чем в текущем году было решено провести 2 экзамена по обязательным предметам, хотя и такой подход глава Рособрнадзора назвал «полурешением», так как результаты показали низкий уровень подготовки, обусловленный тем, что учителя и обучающиеся надеялись, что и в этом году экзаменов не будет. Помимо этого, проведение контрольных работ в рамках ГИА в школах вместо экзаменов по выбору было неудобным для многих школ и в плане организации – из-за этого им пришлось менять расписание, а некоторым – и вовсе отменять занятия или корректировать формат обучения для остальных обучающихся.

    Что касается проведения ОГЭ в 2022 году, то Рособрнадзор не торопится принимать конкретное решение по этому вопросу, так как пока неясно, какая эпидемиологическая ситуация будет весной и летом следующего года. «Сейчас объявлять о том, что не будет экзаменов, я не хочу. Постановление, в рамках которого ведомство может варьировать форматы экзаменов и устанавливать количество обязательных экзаменов, действует до 1 января 2022 года, поэтому время на принятие соответствующих решений еще есть», – отметил Анзор Музаев.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Вместе с тем уже идут разговоры о возможном возврате к доковидному порядку проведения ГИА в форме ОГЭ и ГВЭ, и глава Рособрнадзора призывает учителей, родителей и школьников готовиться именно к такому формату экзаменов. Напомним, последний традиционно включает в себя 4 экзамена по следующим учебным предметам:

    по русскому языку и математике – обязательные учебные предметы; по выбору обучающегося по любым двум учебным предметам – физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, французский, немецкий и испанский), ИКТ (п. 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/1513).

    Кроме того, если в текущем учебном году будет возвращен старый порядок сдачи ОГЭ, то те обучающиеся, которые не сдали экзамен летом 2021 года и планируют пересдать его в 2022 году, будут делать это по правилам не года выпуска, а текущего учебного года, пояснил эксперт.

    Высказался он и по поводу целесообразности включения в число экзаменов по выбору такого предмета, как физическая культура. Анзор Музаев отметил, что физкультура – важный предмет для здоровья, но его сдача в рамках ОГЭ не предусмотрена действующим ФГОС. Поэтому он призвал использовать иные методы популяризации этого предмета, нежели экзамен.

     

    ЕГЭ

    Большинство вопросов, поступивших в Рособрнадзор, касались порядка проведения ЕГЭ в 2021/2022 учебном году. Анзор Музаев сообщил, что, как и в 9-х классах, в 11-х классах планируется вернуться к старому порядку сдачи ЕГЭ, в частности, включить в перечень обязательных экзаменов для получения аттестата ЕГЭ по базовой математике. В прошлом учебном году было сделано послабление в этой части – выпускникам 11-х классов, которые не планировали поступать в вузы, вместо ЕГЭ нужно было сдать государственный выпускной экзамен по двум предметам – русскому языку и математике, а тем, кто собирался учиться в вузе, – ЕГЭ по необходимым для поступления предметам, а для получения аттестата им было достаточно только результатов ЕГЭ по русскому языку.

    При этом увеличивать список предметов, обязательных для сдачи ЕГЭ, не планируется. «Та модель, которая существует, – самодостаточная, мы не планируем вводить какой-то дополнительный обязательный предмет», – отметил глава Рособрнадзора, добавив, что аналогичной позиции придерживается и Минпросвещения России.

    Относительно организации досрочного периода сдачи ЕГЭ ситуация не такая однозначная – поскольку сейчас наблюдается рост заболеваемости COVID-19 и, по прогнозам, следующий пик будет приходиться на конец марта – апрель, то есть как раз на тот период, в который обычно проходит досрочный этап сдачи ЕГЭ, поэтому заранее решить вопрос с датами досрочного этапа сдачи экзаменов нет возможности. Предполагается, что если прогнозы оправдаются, то все экзамены пройдут в одну летнюю волну. Более того, в Рособрнадзоре уже задумываются над целесообразностью проведения досрочной сдачи экзаменов. «Когда-то он создавался под ребят, которые участвуют в соревнованиях, для тех, кто болеет и кому предстоит сложное лечение. Но ковидные годы показали, что одной волны с резервными днями вполне хватает всем, поэтому не будет ничего страшного, если досрочный этап перенесут в основной», – подчеркнул глава службы.

    Также он обратил внимание, что досрочная волна – это не дополнительный шанс, предоставляющий возможность выпускникам в случае неудачной сдачи пересдать экзамен в основной этап. Он создан только для тех обучающихся, которые по объективным причинам не смогут сдать ЕГЭ в основной этап. Единственный шанс для пересдачи есть у тех выпускников, которые ранее не сдали один из обязательных предметов – русский язык или математику. Они могут пересдать соответствующий предмет в досрочный период для получения школьного аттестата. Что касается предметов по выбору, которые необходимы выпускнику для поступления в вуз, то их можно сдать не в ближайшую волну ЕГЭ, а только через год, напомнил Анзор Музаев.

    Поднимался и вопрос о возможности организации дистанционного формата сдачи ЕГЭ для тех учеников, которые находятся на самоизоляции в связи с контактом с больным новой коронавирусной инфекцией. Глава Рособрнадзора отметил, что практика проведения экзаменов на дому существует, но она предусмотрена для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. А так как COVID-19 является инфекционным заболеванием, то служба никогда не собиралась и не собирается экспериментировать с организацией пунктов приема экзамена на дому в этом случае. Дистанционный формат сдачи ЕГЭ тоже не предусмотрен – технологии такой нет и не планируется. Для этого специально предусмотрен дополнительный этап сдачи экзаменов. «В течение почти двух месяцев идут экзамены, и даже те, кто переболел или попал на самоизоляцию, за этот период имеют возможность пересдать экзамены», – отметил Анзор Музаев, добавив, что за 2 года ни одной жалобы на то, что кто-то по этой причине не успел сдать экзамены, не поступало.

    В ходе встречи Начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособорнадзора Нино Бугулова развеяла миф о том, что те выпускники, которые не планируют поступать в вуз, могут сдать ЕГЭ в форме ГВЭ. Она напомнила, что последний формат введен для определенных категорий выпускников – дети-инвалиды, выпускники с ограниченными возможностями здоровья, выпускники, обучающиеся в учреждениях исполнения наказаний и т. п. «ЕГЭ же – это основная форма итоговой аттестации, которую проходят все обучающиеся», – заключила эксперт.

    Между тем Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова сообщила о проводимой работе по разработке линии заданий, в том числе для обновления единого банка ЕГЭ. Такую работу, по ее словам, планируется завершить до конца года. Изменения коснутся лишь части заданий: в среднем в каждом КИМ поменяется не более 3-4 заданий – причем изменится только форма, а не содержание. С форматами заданий можно ознакомиться и в демонстрационном варианте, а с января – в едином банке ЕГЭ и навигаторе подготовки, в котором будут разобраны эти новые задания, чтобы обеспечить более успешную подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.

    В свою очередь, Анзор Музаев прокомментировал возможные риски от перехода с классической технологии распечатывания КИМ в аудиториях со специальных дисков на технологию передачи КИМ по сети Интернет. Он заверил, что такая технология никак не влияет на продолжительность времени ожидания начала экзамена в аудитории – от нее не зависит скорость печати и при правильной организации процедуры в среднем по стране это занимает порядка 15 минут.

    На мероприятии были затронуты также вопросы, касающиеся планов по использованию компьютерного формата сдачи ЕГЭ не только по информатике, но и по другим предметам – такие идеи есть, но возможности обеспечить всем школам технологическую составляющую этого процесса пока нет. При этом такая реализация увеличит период проведения экзаменов, так как из-за отсутствия необходимого количества оборудования в единый момент по часовым поясам организовать экзамен не получится, а это приведет к негативной реакции со стороны родителей. Но исключать, что технология поэтапно рано или поздно все равно будет внедряться в ЕГЭ по некоторым предметам, может, даже в части, глава Рособрнадзора не торопится. Он допускает переход на цифровую сдачу экзамена, но точно не в ближайшие годы.

    В рамках темы ЕГЭ поднимался и вопрос о досрочной сдаче экзамена 10-классниками. Такая возможность в порядке проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования имеется. По общему правилу, к экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X-XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (абз. 3 п. 10 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512). Это возможно, если обучающийся учится по индивидуальному плану, освоил программу досрочно и успел подать заявление на досрочную сдачу ЕГЭ до 1 февраля. Но если он экзамен не сдаст, то пересдать его в 11 классе не сможет. Именно этот подход некоторые родители считают несправедливым – ведь у выпускников 11-х классов есть шанс улучшить результаты ранее сданного ЕГЭ, пересдав его, а у обучающихся 10-х классов такой возможности нет. Но Анзор Музаев считает, что здесь проблема не в шансах, а глубже – в знаниях и уровне подготовки. «Все ребята, которые целенаправленно спокойно в отведенные сроки готовятся со своими преподавателями, в том числе выстраивают правильно план действий и подготовки, спокойно сдают экзамены в отведенные им периоды, и им дополнительных попыток не требуется», – заключил он. Всем, кто хочет просто оценить уровень своих знаний, эксперт советует сдавать пробные экзамены в региональных центрах оценки качества образования.

    Также на мероприятии говорили о:

    форме одежды для сдачи экзаменов – в порядке проведения экзаменов конкретные требования к форме одежды отсутствуют, но устоявшаяся годами традиция «наряжаться на экзамен, как на праздник» сохраняется, также определенные предписания по этому вопросу могут выпускать школы; возможности выбора для сдачи экзамена в 11 классе того предмета, который не включен в индивидуальный учебный план конкретного обучающегося: «ЕГЭ можно выбирать по любому предмету, который включен в перечень предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ», – пояснила Нино Бугулова; исключении из экзаменов по истории и обществознанию сочинения и сокращении продолжительности сдачи экзаменов – такое решение было принято в связи с тем, что сочинения «свелись к банальному натаскиванию» и превратились в шаблонные сочинения, которые не несут в себе никакого содержательного значения, а поскольку они были самыми объемными по времени выполнения, соответственно, сократилось время экзамена; сроках опубликования демонстрационных вариантов ЕГЭ – не позднее начала ноября; изменениях в КИМ по профильной математике – профильная математика избавилась от балласта, которая мало дифференцировала обучающихся по уровню подготовленности, базовые задания в ней заменены на задания, которые дают выпускникам больше возможностей проявить себя; достоверности публикуемой в СМИ информации относительно проведения ЕГЭ и ОГЭ – Анзор Музаев призвал всех перепроверять достоверность инфоповодов на официальных ресурсах – сайтах Рособрнадзора, ФИПИ, Федерального института оценки качества образования.

     

    ВПР

    Часть вопросов родителей касалась проведения Всероссийских проверочных работ. Очевидно, что здесь основным вектором работы Рособрнадзора совместно с Минпросвещения России будет исполнение недавно данного Президентом РФ Владимиром Путиным поручения в части организации исследования количества проводимых в школах контрольных работ, включая ВПР, и при необходимости – оптимизация всех видов таких работ. «Мы сейчас эту работу завершаем и в ближайшее время выйдет совместное письмо», – заверил глава Рособрнадзора.

    К дискуссии на эту тему подключился и Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко. Он отметил, что, как правило, избыточная нагрузка возникает, когда начинают давать разные работы одновременно – например, вместе с ВПР школы проводят свои итоговые контрольные работы. Хотя Минпросвещения России призывает отказаться от дополнительной контрольной работы и засчитывать результаты ВПР в том числе как результаты итоговой контрольной работы, тем самым уменьшая нагрузку на детей.

    Что касается ситуаций, когда в ВПР есть задания, которые обучающиеся еще не проходили в рамках учебной программы, то еще в прошлом году были выпущены разъяснения, согласно которым такие задания оценивать не надо. «Но школы проигнорировали эти рекомендации», – отметил Анзор Музаев. В связи с этим он высказал предложение на каждом конверте с заданиями ВПР, который поступает в школу, разместить краткие рекомендации по ключевым моментам. Он акцентировал внимание, что ВПР не направлены на то, чтобы кого-то наказать и «вывести на чистую воду». Хотя практика их проведения показывает, что есть школы и даже отдельные муниципалитеты, которые необъективно оценивают знания своих учеников, завышая оценки. «Благодаря анализу по итогам ВПР, по итогам экзаменов в 9-х и 11-х классах, мы по каждой школе сейчас фактически имеем картинку, какие дефициты испытывает конкретный ребенок, конкретный учитель. Это позволило впервые определить школы, которые имеют дефициты. И впервые стартовала программа «500+» в рамках работы со школами, которым надо помочь ликвидировать дефициты учителей и вывести их на общий средний уровень», – подытожил глава службы.

    Также эксперт оценил целесообразность предложения о подготовке единой образовательной программы по всей стране по каждому предмету с помесячными темами и последовательностью их изучения – такое предложение нацелено на исключение ситуаций, когда на дату написания ВПР школьники изучили не все темы, и перед проверочными работами учителя пытаются «на скорую руку» подготовить детей и объяснить им неизвестные темы. Анзор Музаев подчеркнул, что ВПР проводятся в соответствии с ФГОС и должны им соответствовать. При этом Минпросвещения России уже занимается подготовкой примерных образовательных программ и в скором времени доведет их до сведения школ. «COVID-19 показал, что отсутствие единого образовательного пространства, единого расписания, единых учебников, единых программ не позволило в кратчайшие сроки, даже используя такие инструменты, как телевидение, Интернет и т. д., обеспечить, чтобы все дети получили одинаковые качественные материалы», – подчеркнул он.

    В ходе мероприятия Анзор Музаев высказался и по вопросу частоты проведения ВПР. Он отметил, что собственно ВПР проводятся только весной, но в школах наметилась тенденция проведения иных контрольных работ по типу ВПР, чтобы мотивировать учеников более серьезно готовиться к подобным работам. «И любую контрольную в школе с 1 сентября называют ВПР. Так называемые предВПР, подготовительные ВПР и пробные ВПР», – заметил глава службы. Он рассказал, что в ближайшее время планируется организовать прием на специальную электронную почту обращений родителей, касающихся частоты проведения контрольных работ. По итогам этих обращений в рамках контрольно-надзорной деятельности с отдельными школами и учителями будут проводиться разъяснения, поскольку «натаскивать» на контрольные, на экзамены в 9-х и 11-х классах нет никакого смысла. «Если грамотно, используя правильное планирование и правильные методики, вести преподавание, то никаких предВПР, предЕГЭ, предОГЭ, тренировочных экзаменов проводить не надо», – заключил руководитель Рособрнадзора.

    Напомним, что сроки проведения ВПР в 2022 году уже утверждены Приказом Рособрнадзора от 16 августа 2021 г. № 1139. Они строго не регламентированы, в документе установлен только общий период – с 1 марта до конца мая, а право выбрать конкретные даты проведения ВПР в рамках указанного временного промежутка предоставлено самим школам.

     

    *** Завершая Всероссийскую встречу с родителями, Анзор Музаев отметил, что Рособрнадзор будет делать все, чтобы не создавать дополнительных неудобств для выпускников и родителей. При этом все решения будут приниматься с учетом эпидемиологических условий, обусловливающих в том числе и формат обучения. При этом подходы для проведения экзаменов в 2022 году, например, в части формата экзаменов, их количества, периодов сдачи и т. п., должны быть утверждены уже в ближайшие месяцы – максимум до 1 декабря.

    Более того, в течение всего учебного года продолжится активное информационное сопровождение – будут работать горячие линии, электронные почтовые ящики для приема обращений педагогов, обучающихся и их родителей по любым вопросам.